Детская хореография

Хореография - искусство любимое детьми (часть 2)

В Киевской Руси зарождение танца происходило под влиянием скоморошества. В те далекие времена скоморохов считали существами, отмеченными богами, а искусство их - служением божеству. Они образовывали особые "ватаги", которые бродили по Руси и давали представления. Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким.

Не меньшее значение имел танец и в народной комедии. Народная кукольная комедия сохраняла старинный народный танец, тщательно отбирая и обобщая его движения, складывавшиеся веками. Разновидностью русской народной кукольной комедии, в которой большое место занимал танец, был театр Петрушки. В кукольной петрушечной комедии танцевали и Петрушка, и его жена и остальные персонажи.

Большой интерес в плане развития профессионального танцевального искусства представляет школьный театр XVII века. Именно в нем наметился переход от народных форм представлений к профессиональному театру. Начиная с XVI века оживляются связи Московского государства с Западной Европой, а в XVII веке наряду с народным и школьным театром начинает создаваться придворный театр. 8 февраля 1673 года состоялось представление первого в России балетного спектакля, который назывался "Балет об Орфее и Эвридике".

В 1718 году Петр I издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. На ассамблеях все должны были принимать участие в танцах. Следует сказать, что русскую публику на ассамблеях не устраивали чинные европейские танцы и нередко в разгар бала танцующие переходили на более живые и яркие, более привычные им русские народные пляски. Петр этого не возбранял.

Становление и развитие русской балетной школы началось с организации в 1731 году в Петербурге Шляхетского кадетского корпуса, в учебный план которого было введено изучение изящных искусств, в том числе и бального танца. Танцмейстером в кадетский корпус в 1734 году был приглашен француз Жан Батист Ланде. Именно по его прошению, подписанному 4 мая 1738 года, была организована «Собственная Ее величества танцевальная школа»(в настоящее время – Академия русского балета им. А.Я.Вагановой).

В школу принимали детей из народа. Это был новый и очень важный шаг в борьбе за создание самостоятельной национальной балетной школы. Под влиянием французской и итальянской школ происходило рождение новой самобытной русской школы классического танца. Во второй половине XVIII века русское балетное искусство шагнуло далеко вперед. На русских сценах, оттесняя иностранцев, стали появляться все больше русских танцовщиков – профессионалов, русских постановщиков балетов.

Национальной традицией русского балетного искусства стало соединение хореографии и музыкального симфонизма. Это связано с именами великих русских композиторов П.И.Чаиковского и А.К.Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. Формирование эстетического идеала хореографического искусства в XIX и начале XX веков в Европе и Америке проходило под непосредственным влиянием русского классического балета. Одна за другой появляются балетные труппы в странах, не знавших ранее классического балета. Например, балетные театры США своим появление обязаны русским педагогам и балетмейстерам – М.Мордкину, А.Соколовой, М.Фокину, Дж.Баланчину.

Начало XX века стало временем новых направлений в русском искусстве. В балете они связаны с именами А.Горского и М.Фокина, по – новому утверждавшими идейно – художественные принципы театра. Мировое признание пришло к Фокину во время гастролей русского балета в Париже в 1909 году. Эти гастроли, получившие название Русских сезонов, организовал один из основоположников «Мира искусства», Сергей Павлович Дягилев. Успех был настолько велик, что Дягилев, Фокин и и ведущие русские артисты сразу стали мировыми знаменитостями.

На Западе хореографическое искусство в начале XX века переживает упадок. Классический балет как жанр практически перестает существовать. На смену ему приходят всевозможные ритмопластические танцы. В каждой стране они называются по разному: современный, выразительный, свободный, художественный и т.д. Всех их объединяло одно – их создатели отрицали классический танец, как устаревший и неспособный раскрывать современные темы и образы.