Обучение танцам детей

Хореография - искусство любимое детьми (часть 3)

Вальсом и венской танцевальной музыкой на входе в XX век начинается период современного социального танца (в Советском Союзе он назывался эстрадным танцем). Наступает борьба двух поколений, старого и молодого, дворянского и мещанского, период декоративности и искуственности по сравнению с периодом, когда танцевальные движения были свободными и живыми.

Социальный танец довольно сильно отличается от сценического, профессионального, никому уже не достаточно просто наблюдать за другими, все сами рвутся танцевать. Наступило время массового танцевания, трудные шаги забывались, преобладали полька и вальс, различные виды четверки, канкан, мазурка и галоп, которые сохранились до наших дней, как эстрадные танцы.

К XX веку движение и поведение людей становятся во многом более непринужденными, менее связанными с традициями и церемониальностью. На подходе авангард! Если в прежние времена поставщиками танцевальных новинок являлись Париж, Вена и Варшава, то теперь танцевальную моду диктовала Америка.

Танго начало свое победоносное шествие по бальным залам и эстрадам мира из мексиканских и аргентинских кабачков, воздействуя на публику небывалым до того времени чувственным содержанием. Американские танцоры первыми стали исполнять чечетку. В самом названии этого танца слышится звук отрывистых ударов ног, играющих с музыкальным ритмом.Цивилизация не освободила людей от колдовской магии ритма. Наоборот, с увеличением динамики жизни возникало все большее его учащение. И чечетка в какой – то мере стала выражением новых темпов.

В это же время в Америке зарождается еще один жанр танца, возникший по видимому, как своеобразное выражение протеста чрезмерному увлечению техницизмом. Американская танцовщица Айседора Дункан стала пропагандировать «свободный танец», олицетворявший возврат к естественным формам жизни на природе, без стеснительных пут буржуазной морали, без сковывающей тело современной одежды. Ее многочисленные подражательницы, так называемые босоножки (они танцевали босиком), заполонили все эстрады, найдя последовательниц и в России.

Параллельно с этим течением в Америке становятся популярны два направления в хореографии: это музыкальные комедийные представления с танцами, которые стали предшественниками современных мюзиклов и танец модерн. Первыми хореографами для которых модерн стал главным направлением были известные американские танцоры Рут Сен-Дени и Тед Шоун. Они стремились в танце передать чувства и мысли современного человека, используя для этого пластику танцев Индии, Египта, Японии. Они основали в Лос-Анджелесе школу "Денишоун". В отличие от Дункан они не отвергали классический танец, а использовали его выразительные возможности. Ученицей этой школы стала Марта Грэхэм, создавшая свою систему преподавания и организовала школу современного танца.

Среди американских балетмейстеров особое место занимает Джордж Баланчин. Его труппа воспитана на единых художественных принципах. Артисты обладают свободой и гибкостью в технике классического танца, ориентируются в танцевальной музыке, ощущая ритм, дух и мелодическую основу каждого движения. Джордж Баланчин, будучи еще Георгием Баланчивадзе закончил балетную школу в Петрограде в 1921 году. В этом же году в Петрограде состоялись гастроли "Камерного балета" под руководством Касьяна Голейзовского – общепризнанного главы московского танцевального модернизма. "Когда я увидел постановки Голейзовского, я осмелился делать сам что-то непохожее на прежнее" - вспоминал Баланчин.

В 1922 году Георгий Баланчивадзе вместе с театральным художником Владимиром Дмитриевым создает труппу "Молодой балет", в которую вошла молодежь балетной труппы Мариинского театра. У «Молодого балета» было нечто вроде манифеста, в котором они торжественно провозглашали: "Искусство танца не должно быть развлечением, оно призвано для возвышения человеческих душ". Хотя деятельность «Молодого балета» продолжалась недолго (около трех лет) молодой балетмейстер смог проявить себя в неожиданной для воспитанника академической школы манере, в которой чувствовалось влияние экспрессионистических приемов немецкого танцевального модернизма.